"Загрузка..."
История монастыря

И

стория монастыря во имя святого Кукши не похожа на обычную историю для монастыря нашего времени. Обычно она делится на «до» и «после» – история дореволюционная и возрождение в наши дни. На месте же почитания святого Кукши никогда не было монастыря. Он возникает только в 2000 году. Обитель расположена на месте убиения святого Кукши, в 10 км от г. Мценска Орловской области, между д. Фроловка и с. Карандаково. Святой Кукша жил на рубеже XI-XII вв. и является просветителем земли вятичей, которые населяли бассейн реки Оки, т. е. территории современных Орловской, Тульской, Брянской, Калужской и отчасти Московской областей. Святой Кукша по преданию был родом из вятичей, принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре, откуда вышел на проповедь в земли вятичей, где, после продолжительной проповеди был убит своими соплеменниками. О Святом повествуется в Киево-Печерском патерике: «Как добровольно можно умолчать об этом блаженном черноризце того же Печорского монастыря, священномученике Кукше, о котором всем известно, как он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свел, и озеро иссушил, и много других чудес сотворил, и после многих мучений убит был с учеником своим. В один день с ними скончался и блаженный Пимен Постник, который предсказал за два года свое отшествие к Господу, и о многом другом пророчествовал, и недужных исцелял. И вот посреди церкви, во всеуслышание, сказал он: «Брат наш Кукша нынче на рассвете убит». И сказавши это, умер в одно время с теми двумя святыми». Это произошло в 1113 г. После такого свидетельства преп. Пимена, который был весьма уважаем своими современниками, из Киево-Печерской лавры были направлены монахи, которые обрели мощи святого Кукши и доставили их в Лавру, где они находятся и поныне.
Семена Православия, посеянные святым Кукшей дали свои всходы. Благодаря проповеди святого к 15-му веку в землях вятичей Христианство прочно утвердилось и мирно сосуществовало с остатками язычества. В 1415 году состоялось окончательное Крещение Вятичей (в 2015 году – юбилей – 600-летие этого события).
К сожалению, последующая история нашего края непроста. Будучи на границе между Русью Московской и Польско-Литовскими владениями, он переживал не лучшие дни, которые не лучшим образом сказывались на народном благочестии. Однако, место убиения почиталось местными жителями, совершались крестные ходы, особенно для молитв о ниспослании дождя, строились деревянные часовни.
К 18 – 19 векам в учрежденной Орловской епархии почитание святого Кукши начинает существенно возрастать. «В конце XIX века открывается ряд церковно-просветительских обществ и братств. Во Мценске создается братство в память священномученика Кукши. В 1872 г. вновь назначенный благочинный церквей г. Мценска И. С. Попов обратил внимание на каменную церковь Богоявления, располагавшуюся на кладбище у Стрелецкой слободы. По мере увеличения города она осталась без прихода и пришла в упадок. И. Попов 28 февраля 1876 г. создал при церкви братство священномученика Кукши. Его первым председателем стал военный врач Н. В. Уточкин. В 1894 г. в Синод отправляется депутация с просьбой о перенесении мощей священномученика в Богоявленскую церковь. Несмотря на отказ, мцняне, при содействии Орловского епископа Мисаила, обратились к митрополиту Киевскому Иоанникию, и тот дал согласие на перенос части мощей в г. Мценск. В Киево Печерской лавре заказывается икона из кипарисного дерева с изображением Кукши в облачении. В его правой руке находился покрытый слюдой ковчежец с мощами. Из Мценска за иконой отправился председатель совета братства архимандрит Иоасаф с сопровождением. 25 августа 1895 г. скорым поездом икона была доставлена в г. Орел. Там ее встречали епископ и члены братства. Икона была помещена в Троицкий храм Архиерейского подворья. Впоследствии такая же икона появилась в Болхове. В Киево Печерской лавре готовили и следующую икону для Орла, для Петропавловского кафедрального собора. Орловский церковно-археологический комитет, возникший в 1900 г. по инициативе епископа Орловского и Севского Никанора, также избрал небесным покровителем Кукшу. В 1901 г. комитет обратился с просьбой о перемещении мощей священномученика в Орел. 27 августа 1905 г. комитет был преобразован в Орловское церковное историко-археологическое общество. Оно также избрало небесным покровителем св. Кукшу. Резолюцией епископа Кириона от 25 февраля 1905 г. было установлено празднование памяти св. Кукши. Указ Синода от 13 августа того же года разрешил празднование 27 августа (9 сентября). В 1909 г. общество вновь обратилось с просьбой о перемещении мощей священномученика в г. Орел. В 1912 г. с этой же просьбой безуспешно обращались в Синод и жители г. Мценска. Кульминацией почитания святого Кукши в это время, несомненно, являются проходившие в 1913 году праздничные торжества по случаю 800-летия со дня убиения св. Кукши, которые отмечались широко в конце августа 1913 года в Орловской епархии. Во всех храмах епархии прошли торжественные богослужения с молебнами Кукше. Все учащиеся в г. Орле были освобождены от занятий, а все магазины были закрыты, чтобы дать возможность их служащим помолиться. Торжество возглавляли епископ Орловский Григорий, губернатор С. С. Андреевский и члены Государственной думы. Особенное величие празднику придало прибытие на торжество царственной гостьи, Ее Императорского Высочества великой княгини Елизаветы Федоровны. Среди почетных гостей были также наш земляк Флавиан — митрополит Киевский и Галицкий, Мисаил — настоятель московского Симонова монастыря (бывший епископ Орловский), Стефан — епископ Курский и Обоянский и о. Митрофан Сребрянский, ныне прославленный в лике святых. Елизавета Федоровна провела в Орле два дня, остановившись во Введенском женском монастыре. Она участвовала в торжественных молебнах, посвященных Кукше, в главной церкви монастыря, кафедральном Петропавловском соборе и на кадетском плацу (ныне сквер Л. Гуртьева), на котором собралось свыше 15 тыс. человек. 27 августа тысячная толпа паломников направилась к колодцам во Мценском уезде для совершения молебна. Вечером 27 августа в зале Дворянского собрания состоялся торжественный духовный вечер. В его программе были пение хоров и выступления церковных деятелей о Кукше. 23 марта 1914 г. возникло Орловское законоучительное братство священномученика Кукши.
В 1914 г. на праздновании дня памяти Кукши члены Церковного историко-археологического общества застали в Карандаковском лесу уже около 2000 человек. Народу было так много, что все окружавшие колодец возвышенности и лощины оказались занятыми. Жители деревни Карандаково в 1914 г. начали сбор средств на возведение каменной часовни у места гибели святого».
Такова дореволюционная история этого места. Однако для нас, насельников обители святого Кукши, история составляет единое целое, начиная от истории Древней Руси домонгольского периода и заканчивая нашими днями. Особенное именно в наше время почитание места убиения Святого наводит на мысль, не определил ли Промысл Божий почитание святого Кукши как особенную помощь христианам в это непростое время для укрепления их в вере?

Возрождение

После долгого периода забвения о том, что есть колодец святого Кукши, стало известно общественности от директора Тельченской школы-интерната Николая Никитовича Шутеева (впоследствии заведующего облоно), который еще в советское время стал организовывать походы на источник. Недалеко от села Тельчье находился туристический лагерь «Железница», который в летний период организовывался Областной станцией юных туристов, воспитатели которого – работники станции – осуществляли турпоходы с воспитанниками, охватывавшие и это памятное место.
Первые публикации, посвященные Святому, появились в 1991 г. в газете «Вече», издаваемой общественно-культурным центром областного отделения ВООПИиК. Автором серии публикаций под общим названием «Кукша – забытое имя?» был историк Сергей Ковылов, который потрудился собрать факты, и хотя о святом Кукше краеведам было известно и до того, но подробностей никто не знал, и поэтому эта публикация явилась настоящим откровением.
В 1992 году состоялась поездка на источник, в ходе которой был отслужен первый в новейшей истории этого места молебен. Глазам прибывших на место о. Владимира Герченова, В. А. Ливцова и других предстал источник, над которым на березе был вырублен идол. Начался водосвятный молебен с чтением акафиста, но поднялся сильный ветер, который после сугубой молитвы о. Владимира стих.
После этого молебна община Свято-Троицкого храма во главе с о. Владимиром стала регулярно посещать святое место, читать акафист святому Кукше, служить молебны. С благословения и при непосредственном участии прот. Владимира источник был расчищен и убран. В Свято-Троицком храме святой Кукша почитается особо: в храме находится замечательная святыня туфелька от мощей священномученика Кукши. Была написана икона святого Кукши, в которую помещена частичка мощей Святого взамен утраченной дореволюционной. В часовне ежедневно совершались молебны перед иконой святого Кукши, а по праздникам – и на источнике в Карандаково при большом стечении духовенства и мирян.
Об этом времени рассказал сам протоиерей Владимир Герченов: «К началу 1990-х годов, когда я впервые попал на это место, колодец здесь уже существовал. Его потом пришлось переделать, т.к. он находился в ветхом состоянии. Но главное, что меня поразило тогда, – у колодца на огромной березе был вырублен большой, вокруг на ветвях деревьев были понавешены тряпки, некоторые многолетней давности. Идола этого я лично топором срубил. Затем мы с прихожанами Троицкого храма стали регулярно (два раза в месяц) ездить на это место, совершать молебны с водосвятием, читать акафист святому Кукше, убирать территорию вокруг источника, снимать веревки с ветвей и постоянно думать о будущем этого святого места. А пока 9 сентября каждого года здесь совершались молебны, послужить которые приезжало много священников из Мценска, Орла, Болхова. В эти дни у источника собиралось много местного народу, приезжали полные автобусы с паломниками из Орловской области. И вот в 1990 году у нас получилось взять землю вокруг источника в собственность Свято-Троицкого храма г. Мценска, чтобы потом на этом месте был основан монастырь. Земля бралась именно для этой цели, и, когда появился первый скитоначальник – монах Прокопий (Леонов), мы передали эту землю в юрисдикцию скита. Тогда же было решено поставить храм выше по склону от источника».
В 1993 году состоялся поход студентов 2-го курса ОГУ к источнику святого Кукши по координатам, полученным от Н. Н. Шутеева. Этот поход был организован Анатолием Константиновичем Мищенко, который долгое время был сотрудником Областной станции юных туристов. Отряд отправился из города Мценска, шел по лесам и благополучно достиг источника. Об этом А. К. Мищенко рассказал руководителям возрожденного Орловского Церковного Историко-Археологического общества, покровителем которого, как выяснилось, был святой Кукша. В свою очередь, общество получило благословение Епархии на проведение ежегодных молебнов на святом источнике в день памяти Святого – 9 сентября и вообще приложило много сил к популяризации его памяти. С этого времени сюда начинает приезжать духовенство Епархии для совершения акафиста во главе с секретарем Епархии прот. Иоанном Троицким.

Начало. Первые насельники скита

С 1999 года в Орловско-Ливенскую епархию приезжает монах Прокопий (Леонов), который и становится первым скитоначальником. Новый скитоначальник о. Прокопий (Леонов) получает благословение Архиепископа Орловского и Ливенского Паисия, и в сентябре 1999 года был зарегистрирован Устав. Был избран Духовный Собор из братии Свято-Успенского мужского монастыря г. Орла, который составили схиигумен Кронид (Демин) (известный орловский подвижник благочестия, о котором сейчас собираются материалы для составления жизнеописания), монах Прокопий, монах Андроник (Никифоров) и другие. Скит был зарегистрирован как юридическое лицо.
В возрождающемся почитании просветителя вятичей светские власти не остались в стороне. Они оказали большую помощь и неоценимую поддержку: городская администрация и интеллигенция, глава районной администрации Иван Александрович Грачев, сельхозуправление помогли закрепить земли, прилегающие к источнику, за церковью, готовой передать их для организации монашеской жизни на месте предполагаемого скита св. Кукши монахам возрожденного Орловского Успенского мужского монастыря. Особенно хотелось бы отметить роль в строительстве этой обители главы Мценского района Ивана Александровича Грачева (который, слава Богу, активно помогает обители и поныне), без участия которого строительство не могло состояться.
В это же время по благословению приснопамятного Архиепископа Паисия в Орловско-Ливенской епархии на каждом богослужении стало поминаться имя святого Кукши, просветителя Орловской земли и ученика его Никона. Во многих храмах нашей епархии появились иконы угодника Божьего Кукши, а в некоторых – с частичкой его мощей, переданных по просьбе и ходатайству Владыки на Орловщину из Киево-Печерской лавры.
В 2000 году издается брошюра о святом Кукше с приложением акафиста Святому. Монах Прокопий предоставил текст “Акафиста святому Кукше”, изданный в Брянской епархии. Текст был сличен с рукописным текстом, предоставленным секретарем епархии о. Иоанном Троицким, внесены необходимые поправки.
10 октября 2000 года, в день памяти Собора Киево-Печерских святых, в Орле состоялся Крестный ход при стечении большого количества духовенства и мирян от Михаило-Архангельского храма к библиотеке им. Бунина, где по завершении Крестного хода состоялась презентация книги.
К сожалению, не так благополучно обстояли дела в новой обители: один вагончик разбили, другой забрали обратно, столбы под электричество вытащили и применили еще где-то. Однако народ приметил место, где к прекрасной березовой рощице пролегла ровная дорога, а сделанные там столы стали использовать по-своему. На этом участке стали проводиться гуляния, начали приезжать люди с целью отдохнуть на природе, но чисто по-мирски: за водкой и шашлыками, забывая о том, что это место – святое. К тому же и к источнику стали относиться по-язычески: например, весь источник в то время был усеян ленточками, которые узлом привязывались к окружающей растительности (языческое верование, согласно которому этой ленточкой или платком протирается больное место и на ней остается болезнь). Но, несмотря на это, в дни памяти Святого на источнике всегда совершался водосвятный молебен, читался акафист при большом стечении народа.

Продолжение строительства. Второй скитоначальник

После отъезда о. Прокопия интерес к возрождению обители проявил благочинный Свято-Успенского монастыря г. Орла монастыря о. Иларий (Загайнов), который указом № 226 от 30 июля 2002 года назначается начальником скита «на период его строительства». С этого времени активное участие в финансировании строительства скита принимает Андрей Георгиевич Золотарев, который финансирует строительство цокольного этажа братского корпуса. Была сделана просека от деревни Фроловка к поляне, где предполагалось построить скит, и выстроен цокольный этаж. Был разработан план скита, который включал в себя развитие скитской территории в двух направлениях: отшельнический сектор (поляны над источником) и общий (подъезд к скиту). На средства благотворителей был разработан план купели. Схиигумен Илий из Оптиной пустыни пожертвовал проект каменного храма, который предполагалось построить в общем секторе.
К сожалению, и на этот раз этим все и закончилось. Выстроенный фундамент братского корпуса залило водой, средств больше не поступало. О. Иларий вскоре был переведен в село Долбенкино, где тогда формировалось отделение Свято-Елизаветинской обители.

Всем миром. Свято-Троицкий приход и третий скитоначальник

Указом № 311 от 8 августа 2003 г. на должность начальника Епархиального скита святого Кукши назначается иерей Алексий Заночкин. После оформления соответствующих бумаг и переизбрания Духовного Собора вновь началось строительство, которое на начальном этапе легло на плечи новопоставленного скитоначальника и прихода Свято-Троицкого храма г. Мценска и его настоятеля протоиерея Владимира Герченова.
25 августа состоялась расчистка территории для строящегося храма. В 9 часов утра от Свято-Троицкого храма г. Мценска отъехал автобус, который повез рабочих, прихожан храма, ребят из воскресной школы и отряда «Вера, Надежда, Любовь», а также всех желающих потрудиться на расчистке территории для будущего храма. По приезде сразу был отслужен молебен о ниспослании Духа Святаго на всякое доброе дело, который возглавили протоиерей Владимир Герченов, ему сослужили священник Юлий Боронтов, настоятель Крестовоздвиженского храма г. Мценска, и начальник Епархиального скита святого Кукши священник Алексий Заночкин.
После молебна работа закипела. Вначале были повалены и распилены на части большие деревья, затем началась очистка территории для постройки храма. При пении тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя...» на месте будущего Престола водрузили Крест, к которому затем приложились все присутствующие. В заключение отец Владимир сказал слово, в котором подчеркнул значение происходящего: далеко не каждому человеку доводится присутствовать при самом начале строительства храма, и этим Господь оказал всем присутствующим большое доверие. С этого момента началась история нового на Орловщине храма во имя священномученика Иоанна Кукши.
9 сентября, в день памяти священномученика, на источнике был отслужен водосвятный молебен, затем прочитан акафист святому Кукше. Несмотря на дождливую погоду, приехали прихожане из Мценска, Орла, Болхова. После молебна желающие могли подняться и посмотреть место будущего храма. 5 октября состоялся Чин освящения закладки храма, возглавил которое благочинный протоиерей Владимир Герченов, которому сослужили начальник скита священник Алексий Заночкин и диакон Георгий Борисов. Затем началось возведение стен храма, рубка которых велась в селе Отрадинское параллельно со строительством фундамента. По завершении строительства силами прихода Свято-Троицкого храма начались конопатка стен и возведение кровли под руководством С. А. Клушина – старосты Свято-Троицкого и Крестовоздвиженского храмов г. Мценска, одновременно велась работа над дверями храма и окнами.
В 2004 году прот. Владимир Герченов представляет к постригу скитоначальника и, по благословению Архиепископа Орловского и Ливенского Паисия, 1 апреля в 18.00 в Свято-Успенском мужском монастыре его настоятелем игуменом Аввакумом (Казуровым) совершается монашеский постриг скитоначальника с оставлением прежнего имени.
В Пяток Светлой седмицы на Живоносный Источник в скиту была совершена первая литургия, на которой присутствовали прихожане из г. Мценска, после которой был отслужен водосвятный молебен на источнике. С этого момента богослужения в скиту стали проходить регулярно. Отличительной чертой скита с 2004 года стали ночные службы – Всенощные бдения, которые начинались около 23.00 вечера и заканчивались литургией примерно в 8.00 – 9.00 утра. Вначале проведение таких служб было вызвано необходимостью, т. к. братии еще не было и клирос привозили из г. Орла. Чтобы не делать этого дважды – на всенощную и литургию было принято решение объединить эти службы. В результате получился очень интересный опыт. Около 4-х утра во время возгласа «Слава Тебе, показавшему нам свет!» начинало светать. Затем, когда читался 1-й час, начиналось пение птиц, которое смолкало к концу 6-го часа перед литургией. Во время «Трисвятого» свет уже бил в 3 окна восточной стороны алтаря.

Купель на источнике. Собор Воскресения Христова

В 2004 году началось строительство купели на святом источнике, которая была освящена ко дню памяти святого Кукши – 9 сентября того же года. Во время строительства купели был зафиксирован интересный факт: когда выбирали землю под купель, было обнаружено, что там находится глина 6-ти сортов: желтая, коричневая, белая, синяя, голубая и зеленая. Глина также раздавалась верующим на благословение. В следующем, 2005 г. на территории внутреннего, отшельнического сектора скита началось возведение стен братского корпуса на существовавшем уже к тому времени фундаменте.
По благословению схиигумена Илия (Ноздрина) помощь в строительстве начал оказывать благотворительный фонд «Благо», и было начато строительство собора в честь Воскресения Христова. Название будущему собору было дано схиигуменом Илием, который и определил дни празднования престольного праздника храма – на 2-й или 3-й день после Пасхи. Был разработан проект каменного храма Воскресения Христова при въезде в скит (общий сектор), который по своей архитектуре приближен к Свято-Троице-Сергиевой лавре, а также к тем временам, в которые принял мученическую кончину святой Кукша. Храм рассчитан примерно на 300 человек. Зимой осуществлялась доставка материала для фундамента храма, который был заложен к ноябрю 2006 г. с большим трудом из-за большой влажности земель. К скиту были приписаны два прихода: приход свт. Николая в с. Тельчье и храм вмч. Георгия Победоносца в г. Мценске (по прошествии одного-двух лет на эти приходы были назначены настоятели, и по этой причине они продолжают сейчас самостоятельное существование). В 2007 году были подняты стены каменного храма в честь Воскресения Христова. Благодаря строительству этого храма стали прекращаться беспорядки, т. к. поляна на въезде в скит, где сейчас возвышается храм, была ранее облюбована местными жителями и жителями г. Мценска как место для отдыха, который часто сопровождался распитием спиртных напитков и пр.
Нельзя не отметить большую роль в строительстве собора Воскресения Христова священника Игоря Першечкина, ныне настоятеля храмов Казанской иконы Божией Матери с. Отрадинское и Покровского храма г. Мценска, который с самого начала не только активно помогал стройке, но без его участия, возможно, не состоялось бы и само строительство этого собора, так ныне необходимого для совершения праздничных богослужений.

Начало монашеской жизни. Устав обители

В феврале 2007 года накануне праздника Сретения Господня в скиту случилось большое несчастье – в результате пожара сгорел деревянный храм во имя сщмч. Кукши, прмч. Никона и преп. Пимена. Причина пожара так и осталась неизвестной.
Несмотря на это скит продолжал свою деятельность. Это несчастье ускорило работы по братскому корпусу, и в результате в Великую Субботу был получен Антиминс для домового храма братского корпуса во имя Преподобных Старцев Оптинских, где и начали совершаться службы. При участии духовника Оптиной Пустыни схиигумена Илия стала увеличиваться братия скита – в обитель прибыл инок Валериан (Ананко), благодаря ревностному отношению которого к церковным службам в скиту стали совершаться ежедневно службы суточного круга. Первоначально была принята линия: собирать что-либо полезное и вносить его в устав обители из разных монастырей, чтобы в этом не было своей воли. Однако из-за деталей устава регулярно возникали споры: в Оптиной пустыни принято так, на Валааме – по-другому, где-то еще – по-третьему. Стало ясно, что таким образом трудно что-либо построить и нужно искать что-то целостное. И, по милости Божией, Устав сам нашел обитель.
В декабре 2007 года благодаря помощи благотворителя Ильи Прокимнова (ныне – монаха Филарета), которому суждено было сыграть большую роль в укладе монастыря, начальнику скита представилась возможность побывать в Лавре преподобного Саввы Освященного в Палестине. Поездка в Лавру преподобного Саввы Освященного – одного из самых образцовых монастырей мира – кардинально изменила устав обители.
В настоящее время устав обители представляет собой устав Лавры преп. Саввы Освященного, сдвинутый по времени на 1 час и адаптированный к особенностям Богослужения Русской Православной Церкви. Устав является строго общежительным и выглядит следующим образом:
01.45 – звон на келейное правило. 33 удара в колокол.
03.00 – полунощница, утреня, 1-й час, литургия (если есть);
09.30 – 3-й, 6-й час и трапеза;
14.00 – Вечерня;
18.00 – Повечерие. После повечерия воспрещаются разговоры и общение.
В обитель принимаются только люди, имеющие целью проводить монашескую жизнь. Трудники в обитель практически не принимаются. Для каждого приходящего в обитель устанавливается три испытательных срока: вначале – неделя, затем – месяц. Окончательное решение о принятии в обитель принимается после окончания 3-го испытательного срока в 1 год.

Святой Кукша – покровитель Орловско-Ливенской епархии

В 2009 году по благословению Архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона святой Кукша становится покровителем Орловско-Ливенской епархии. С этого времени 9 сентября каждого года – в день памяти Святого Кукши – в скиту начали проходить Архиерейские Богослужения при участии большого числа духовенства епархии. В 2009 году это был молебен, а с 2010 года начали совершаться литургии под открытым небом, в качестве Алтаря используется специально изготовленная сень.
Заканчивается возведение стен собора Воскресения Христова, начинается строительство купола и кровли. Стараниями иеродиакона Филарета (Павлова) изготавливаются окна.
Уже в 2008 году осуществляются попытки восстановить сгоревший храм на месте убиения святого Кукши. Инициатором восстановления выступил Илья Прокимнов. Храму решено было придать вид собора Благовещения в Лавре преп. Саввы и один придел посвятить преп. Савве Освященному.
Впоследствии Илья Прокимнов поступает в число насельников Лавры преп. Саввы Освященного, где принимает постриг с именем Филарет. Однако он не оставил попечения об этом храме и постарался сподвигнуть на это благое дело своих друзей, из которых на этот призыв откликнулся один – Владислав Владиславович Мартынов, взявший на себя обязательства по строительству этого храма и исполнивший их с честью.

Монастырь

В 2012 году правящим Архиереем Орловско-Ливенской епархии становится Архиепископ Орловский и Ливенский Антоний (ныне – Митрополит), при котором в истории обители открывается новая страничка. По благословению Владыки осуществляется подача документов в Синодальный отдел по монастырям и монашеству.
В августе 2012 года обитель посещает Синодальная комиссия, состоящая из архимандрита Алексия (Поликарпова), настоятеля Свято-Данилова монастыря г. Москвы, и игумена Стефана (Тараканова), насельника Свято-Троице-Сергиевой лавры, заместителя Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству. Комиссию встречали на территории монастыря Архиепископ Орловский и Ливенский Антоний, благочинный церквей Мценского округа протоиерей Владимир Герченов, настоятель и братия обители.
Состоялась замечательная встреча, которая была очень поучительна. Представители Комиссии проявили доброжелательность, глубокое понимание тонкостей монастырской жизни, заботу о состоянии современного монашества. По мере ознакомления с жизнью и уставом обители Владыка и Комиссия благословили существующий устав, признав этот опыт правильным и душеполезным. Для братии обители такое благословение священноначалия стало существенной поддержкой в ее монашеской жизни и устроении, значение которой трудно переоценить. Затем состоялось собеседование настоятеля будущего монастыря иеромонаха Алексия (Заночкина) с председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству Архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом, которая также была очень полезна. После собеседования Архиепископ Феогност пригласил принять участие в богослужении в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. С 11 по 23 сентября будущий настоятель проходил стажировку в Соловецком монастыре, которая также принесла много пользы.
И, наконец, 4 октября 2012 года на заседании Священного Синода было принято решение об открытии первого монастыря во имя святого Кукши (журнал № 104). А 16 октября на Епархиальном собрании состоялось возведение иеромонаха Алексия (Заночкина) во игумена с вручением игуменского жезла.

900-летие убиения святого Кукши

В 2013 году в Орловско-Ливенской епархии (ныне – Орловской митрополии) состоялись торжества областного масштаба в честь 900-летия убиения святого Кукши. Была создан организационный комитет, включающий в себя представителей Епархии и Администрации области. Благодаря этому сотрудничеству состоялись торжества, которые еще долго останутся в памяти жителей Орловской области. Торжества широко освещались в областной прессе. Совместно с администрацией Мценского района была издана книга «Апостол Вятичей». При взаимодействии Епархии и ОГТРК был снят одноименный фильм, включающий съемки на Афоне и Киево-Печерской Лавре (2 части по 40 минут, который транслировался по каналу «Вести 24», а также был широко представлен в населенных пунктах и учебных заведениях области). По благословению архиепископа Орловского и Ливенского Антония был осуществлен сбор средств по всей Епархии, которые позволили выполнить штукатурные и отделочные работы в Соборе Воскресения Христова. Благодаря фонду «Мироздание», действующему по благословению схиархимандрита Илия (Ноздрина) была окончена кровля собора. Заботами секретаря епархии, архимандрита Нектария (Селезнева) (ныне – епископа Ливенского и Малоархангельского) и по благословению Владыки, храму был передан разобранный иконостас Смоленского храма г. Орла. Благодаря всем этим событиям стало возможным проведение праздничной службы на месте убиения Святого.
6 сентября в Свято-Успенском мужском монастыре состоялась встреча иконы священномученика Кукши с частицей мощей святого, написанной в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре к празднованию 900-летия Крещения Орловщины и Центральной России; передачу святыни благословил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Образ из Киева доставила делегация главе с благочинным Киево-Печерской Лавры архимандритом Антонием (Олиферович). У ворот обители святыню встретили Высокопреосвященнейший архиепископ Орловский и Ливенский Антоний, секретарь Орловско-Ливенской епархии архимандрит Нектарий (Селезнёв), благочинный Орловского округа протоиерей Александр Прищепа, братия и прихожане монастыря. Крестным ходом иконы была перенесена в Казанский собор. После краткого молебна Высокопреосвященнейший архиепископ Антоний обратился к собравшимся с Архипастырским словом:
«Великое торжество для нас ныне. Киево-Печерская Лавра пришла к нам в образе святого священномученика Кукши, который там был написан для нас с вами. Его мощи находятся в той обители, но мы большую частичку их имеем здесь. Это великая нам радость, великое утешение и помощь в делах, скорбях и напастях. Будем уповать на святого священномученика нашего Кукшу — именно нашего, потому что он здесь родился, жил; назидаясь позднее в Киево-Печерской Лавре истинному боговедению, почерпнув духовной жизни, он захотел перенести этот дух веры святой и чистой сюда, своим сродникам-вятичам.
Сегодня исторический, особый день — день явления святого заступника земли нашей, который в те далекие времена жизнью заплатил за то, чтобы вера Христова утверждалась.
И в наши времена, когда мы часто оступаемся — и пережили 70-летие полного забвения истинной веры — но, с Божией помощью, мы сегодня постепенно возвращаемся к ней. И святой Кукша ныне живой для нас; он пришел к нам для того, чтобы еще раз укрепить тех, кто заблудился на путях этого 70-летнего разгула зла, ненависти, презрения. Говорили нам тогда, что рай построят на земле — но без Бога его не построишь; вместо этого Россия была залита кровью — столько пережила бедствий, страданий, что невозможно себе представить, как было страшно тогда. Но сегодня люди потихоньку начинают понимать, что без Бога жить нельзя; что нужно просвещаться светом веры. И кто как не святой подвижник земли нашей Кукша наставит нас и наших детей, дабы утверждалась наша Россия на века. И этот образ будет долгие-долгие годы и столетия утешать наш народ, чтобы мы не забывали истоков нашей православной жизни.
Слава Богу, дарующему великую радость и счастье всем, кто будет прикладываться к иконе святого Кукши, и почувствует великую помощь, которая его предстательством перед Господом на небесах дается всем нам. И в особенности тем, кто оступил от веры: важно заметить — для чего Кукша принял смерть, и не страшно ему было — для того, чтобы вразумить всех, кто уклонился от истинной святой веры.
Святый преподобномучениче Кукше, моли Бога о нас!»
По благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Орловского и Ливенского Антония в рамках торжеств в честь 900-летия Крещения Орловщины и Центральной России из Орла в монастырь святого Кукши в этот же день начался крестный ход, который пришел в обитель к Божественной литургии в день праздника – 9 сентября и ныне стал ежегодным.
Перед началом богослужения в день праздника 9 сентября (27 августа старого стиля) в Воскресенский храм была доставлена икона священномученика Кукши, привезенная в Орел 6 сентября. Высокопреосвященнейший архиепископ Орловский и Ливенский Антоний, Высокопреосвященнейший архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний и Высокопреосвященнейший архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий совершили первое богослужение в новопостроенном соборе Воскресения Христова на территории монастыря святого Кукши. Их Высокопреосвященстам сослужили: схиархимандрит Илий (Ноздрин), благочинный Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архимандрит Антоний (Олиферович), секретарь Орловско-Ливенской епархии архимандрит Нектарий (Селезнёв), секретарь Уральской епархии игумен Дионисий (Козулев), наместник монастыря святого Кукши игумен Алексий (Заночкин), клирики Орловской, Уральской и Черниговской епархий, а также насельники Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. На богослужении присутствовали: Губернатор Орловской области Александр Козлов, Председатель Орловского областного Совета народных депутатов Леонид Музалевский, заместитель Губернатора и Председателя Правительства области Игорь Гармаш, глава Мценского района Иван Грачев, мэр г. Мценска Сергей Волков, паломники из Орла, Мценска, Болхова. В завершение литургии вокруг Воскресенского собора был совершен крестный ход. Глава Орловско-Ливенской епархии вручил юбилейные памятные медали «900 лет подвигу священномученика Кукши» участникам торжеств — архипастырям и клирикам, а также священнослужителям и мирянам, участвовавшим в подготовке торжеств. Праздник в монастыре святого Кукши завершился концертом духовной музыки на монастырской площади; перед собравшимися выступили хор Орловского музыкального колледжа, детские и молодежные творческие коллективы, православные авторы-исполнители.

Ныне

Сейчас Богослужения в Воскресенском соборе монастыря во имя святого Кукши совершаются регулярно для прихожан из соседних деревень и паломников по воскресным дням (начало Литургии в 08.00) и двунадесятым праздникам (Всенощные бдения, начало в 23.30). В остальные дни Богослужения совершаются на братской территории.
В будние и праздничные дни в монастыре можно приложиться к иконе с мощами из Киево-Печерской лавры, заказать молебен Святому и другие требы, окунуться в купели на источнике.
Такой на сегодняшний день выглядит история монастыря во имя священномученика Иоанна Кукши.

Все, усердно оставившие житейское, без сомнения, сделали это, или ради будущего царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их из мира было безрассудное. Впрочем, добрый наш Подвигоположник ожидает, каков будет конец их течения.

– Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица или скрижали духовные. СЛОВО 1.
Поделится: